Популярное

В России появится собственный tax free...
21 Июнь 2017 15:56 - Super User

Принятие закона о введении механизма tax free в России вряд [ ... ]

Деньги частников позволят сохранить памятники куль...
20 Июнь 2017 13:22 - Super User

Сегодня в реестре объектов культурного наследия (ОКН) значится [ ... ]

Дачникам разрешат строить любые дома...
20 Июнь 2017 13:19 - Super User

Рассмотрение поправок в резонансный документ должно состояться [ ... ]

Блогеров предложено не вносить в реестр Роскомнадз...
20 Июнь 2017 12:43 - Super User

Также поправки в Закон «Об информации, информационных технологиях [ ... ]

Лучшие статьи

Голосование

Кто сделал для России больше?

Николай I - 6.7%
Екатерина II - 14.1%
Александр II - 12.6%
Сталин - 14.8%
Пётр I - 36.3%

Всего голосов:: 135
Голосование по этому опросу закончилось в: Март 2, 2016

Вход на сайт

×

Внимание

Не удалось вызвать функцию mail.

Не удалось вызвать функцию mail.

Не удалось вызвать функцию mail.

Не удалось вызвать функцию mail.

Не удалось вызвать функцию mail.

Не удалось вызвать функцию mail.

Не удалось вызвать функцию mail.

Не удалось вызвать функцию mail.

Не удалось вызвать функцию mail.

Не удалось вызвать функцию mail.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.44 (8 голосов)

Сегодня в реестре объектов культурного наследия (ОКН) значится около 160 тысяч объектов, которые подлежат охране, из них более 84 тысяч федеральных, остальные регионального и муниципального подчинения. И состояние большинства из них печальное — только 15% от общего числа находятся в удовлетворительном состоянии. А множество ОКН вообще не значатся в каких-либо реестрах, а значит, медленно погибают.

 

Один закон решит много проблем

Хуже всего дела обстоят в регионах, так как вопросы финансирования сферы культуры там стоят острее, чем в Москве или Санкт-Петербурге. Изменить ситуацию могло бы более активное использование в этой сфере механизмов государственно — частного партнёрства (ГЧП). Но сегодня они в сфере восстановления и реконструкции объектов культурного наследия практически не работают. А реальная потребность капиталовложений в них оценивается в 400-500 миллиардов рублей, что более чем в 10 раз превышает объёмы, предусмотренные федеральным бюджетом.

Откуда брать деньги и как активнее привлекать частников к процессу восстановления памятников шла речь 20 июня в Госдуме на парламентских слушаниях «Перспективы и возможности использования механизма государственно — частного партнёрства для целей сохранения и воссоздания объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ».

Уже не первый год Минкульт твердит о том, что ГЧП позволит власти привлекать бизнес к развитию, сохранению, реставрации и популяризации памятников истории и культуры. С этим согласны и парламентарии, правда, пока соответствующего закона Госдума не приняла. Если документ появится, частный инвестор получит стабильный доход и определённые преференции от власти, а государство преимущества от снижения затрат на поддержку ОКН, предоставления более качественных услуг населению и создания дополнительных рабочих мест.

Пускать частные инвестиции в сохранение объектов культурного наследия — единственный путь для их спасения, считает замминистра культуры РФ Олег Рыжков. Он напомнил, что сейчас бизнесмены могут восстанавливать объекты культурного наследия, давая деньги как — бы на благотворительность, либо арендуя ОКН у государства. «Мы давно внедряем систему аренду объектов за рубль в год в течение 99 лет. Предварительно частник должен в течение 7 лет привести объект культурного наследия в порядок», — напомнил чиновник и с сожалением сообщил, что очередей из предпринимателей, несмотря на благоприятные условия, всё равно не выстраивается.

Рыжков отметил принятые поправки в закон «О концессионных соглашениях», в рамках которого таковые допускается заключать в отношении объектов культуры, но менять назначение отреставрированного объекта при этом запрещено. То есть, если деньги вложены в реконструкцию здания музей, пусть он там давно и не функционирует, это должен остаться музей. Поэтому концессионные соглашения, с успехом применяемые для возведения объектов транспортной инфраструктуры, не получили столь широкого распространения в сфере сохранении и воссоздании ОКН.

«Мы считаем, что в рамках ГЧП и концессионных соглашений нужно отдельно прописать все вопросы, связанные с объектами культурного наследия — памятниками, зданиями и ансамблями», — отметил Олег Рыжков, добавив, что сегодня ГЧП в России находится в стадии становления и нуждается в дальнейшем развитии нормативно-правовой базы.

Об этом же говорил и глава думского Комитета по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов. Он предложил дать бизнесменам право первоочередного выкупа объектов культурного наследия, которые они отреставрировали и внести в Госдуму соответствующий законопроект. «Государство сейчас предлагает ряд программ по реконструкции ОКН, и если бы не частники, то многих объектов уже не было. Но не один бизнес вкладываться не будет в реставрацию ОКН в должной мере, потому что ему не дают гарантий. Получается, что предприниматель отреставрировал, принял участие в тендере и не факт, что выиграл его, а муниципалитет просто отберёт в итоге здание или ансамбль», — объяснил депутат.

А зампред Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Сергей Рыбаков предложил законодательно закрепить вопрос временной передачи в собственность объектов культурного наследия для их добровольческого восстановления. В этом процессе, уверен сенатор, должно обязательно участвовать Росимущество.

А многое уже придумано

Интересно, что сейчас, несмотря на все упомянутые трудности, в области сохранения, воссоздания и использования ОКН активно практикуется заключение арендных договоров с инвестиционными условиями, которые, по сути, представляют собой ГЧП. Существует пять видов этих договоров. Первый  уже был упомянут выше. Это когда он заключается на проекты, где государство привлекает частные инвестиции в процесс реставрации объектов культурного наследия и сдаёт их в долгосрочную аренду за 1 рубль в год.

Второй вид применяется в отношении тех памятников истории и культуры, которые имеют определённую ценность для государства и в которых запрещено ведение любого вида коммерческой деятельности, например, из-за музейного статуса. В таком случае частный инвестор вкладывает средства в реставрацию объекта с сохранением всех его функций, а рядом на специально предоставленном участке создаёт обслуживающие музей сервисы и необходимую инфраструктуру для туристов и за счёт вырученных от её работы средств компенсирует свои затраты.

Третий вид — это проекты с привлечением частников для воссоздания объектов культурного наследия и строительства на прилегающих к нему территориях коммерческой недвижимости. Затем государство в рассрочку выплачивает бизнесмену деньги за техническое обслуживание объекта и всего комплекса прилегающих зданий, оставляя изначальное предназначение памятника истории и культуры. Четвёртый вид подразумевает передачу частнику в аренду на какое-то время один или несколько объектов недвижимости для их коммерческого использования.

А пятый вид — это редкие проекты ГЧП, когда частник может получить право собственности на объект, который он отреставрировал.

Всего же в России реализуется 34 таких проекта, общий объём инвестиций в которые составляет 2,7 миллиарда рублей. 29 проектов идут по льготной аренде Объектов культурного наследия, а 5 проектов — по концессионным соглашениям на объекты культурного наследия. Проекрты реализуются в Москве, Ставропольском крае, Республиках Башкортостан, Бурятия, в Тюменской, Калужской и Тульской областях.

«Нам необходимо определиться с тем, какие объекты культурного наследия мы готовы передавать в частную собственность, менять их целевое назначение, а какие из них навсегда останутся в собственности государства. Необходимо также создать реестр и поставить на кадастровый учет все ОКН, включая земельные участки и прилегающие к ним охранные зоны. И, конечно, мы должны гарантировать имущественные права инвесторам, без чего невозможно никакое партнерство. Словом, работа предстоит большая, и к решению проблемы нужен комплексный подход. Мы не сможем обойтись без участия профильных Комитетов ГД», — заявил председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

Он уверен, что нужно как можно скорее вносить коррективы в государственную политику в области охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия в направлении смещения её акцента на обеспечение притока частных инвестиций и создание условий, при которых они будут направляться в сферу охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия.

Участники парламентских слушаний считают, что как можно скорее надо внести поправки  в Федеральные законы «О концессиях» и «О ГЧП», установив  особенности подготовки проектов в отношении объектов культурного наследия, и лучше проработать законодательстве механизмы зашиты имущественных интересов и гарантии возврата вложенных частным инвестором средств.

Кроме того, необходимо как можно скорее разработать единую стратегию привлечения частных инвестиций в сферу сохранения объектов культурного наследия и сформировать комиссии по проведению проверки каждого из них на предмет пригодности для проектов ГЧП, а также утвердить порядок работы с ними.

Также не лишним будет создание реестра памятников, пригодных для проектов ГЧП и разместить сведения о них в интернете на информационных порталах органов власти.

Источник: pnp.ru

You have no rights to post comments