- Подробности
- Автор: Super User
-
Категория: Народы России
-
Опубликовано: 06 Апрель 2015
-
Просмотров: 3088
Самоназвание – сербы.
Основной ареал проживания – это Сербия, Черногория, Хорватия, Босния и Герцоговина. В Сербии насчитывается 6,2 млн. сербов, 1,5 млн. сербов проживает в Боснии и Герцеговине, 200 тыс. в Хорватии, 226 тыс. в Черногории.
За пределами Балкан сербы представлены в Германии (507 тыс.), Швейцарии (191 тыс.), США (170 тыс.), Австрии (177 тыс.), Канаде (100 тыс.), Швеции (100 тыс.), Австралии (95 тыс.), Великобритании (90 тыс.), Франции (80 тыс.), Италии (78 тыс.) и более мелкими группами они живут в других странах.
В России сейчас – чуть больше 4 тыс. сербов.
В Советском Союзе по переписи 1926 года численность сербов составляла 2 600 человек. Интересно отметить, что по переписи 1959 года отдельных сведений о сербах не было: вместе с хорватами они были включены в состав югославов, которых насчитывалось 5 тыс. человек. По переписи 1970 года данные о сербах отнесены в графу «другие национальности». Согласно данным переписи 1979 года, в СССР проживало чуть больше 1700 сербов, по переписи 1989 года количество сербов увеличилось и составило около 3 тыс. человек.
Антропологически сербы входят в состав балкано-кавказской расы южной ветви большой европеоидной расы.
Штокавский диалект сербскохорватского языка, на котором разговаривают сербы, входит в состав южной подгруппы славянской группы индоевропейской языковой семьи.
Литературный язык развивается на основе кириллицы.
Формирование этнического ядра предков современных сербов происходило на Балканском полуострове в ходе массового переселения славянских племён на Балканы в VI-VII веках, когда местное население было в значительной мере ассимилировано и оттеснено на запад и в горные районы. Территория, ставшая местом расселения предков сербов (бассейны рек Дрина, Лим, Пива, Тара, Ибар, Западная Марева) и Сербское княжество, созданное в середине IX века, благоприятствовали консолидационным процессам и формированию сербов в самостоятельный этнос. Благотворное влияние на этническую историю и вызревание общественных отношений сербов в средние века оказала Византия, особенно с XIV века, когда расширяющееся Сербское княжество включило в свой состав часть византийских земель. В дальнейшем почти пять веков этнический истории сербов, протекающей в условиях Османского владычества, были сложными и противоречивыми. С 1389 года Сербия оказалась вассалом Османской Империи, в 1459 году была включена в её состав.
С одной стороны, инонациональное господство блокировало экономическое, политическое и культурное развитие сербского народа, с другой, – напротив. Национально-освободительная борьба с османским игом помогала национальному возрождению, выступала мощным катализатором этноконсолидационных тенденций, служила фактором подъёма и укрепления национального самосознания.
В 1878 году Сербия была освобождена, оформилось самостоятельное Сербское государство.
Территориальная и государственная разобщённость некоторых частей сербского народа, в частности пребывание их одновременно в составе Сербии, Османской Империи и Австро-Венгрии предопределило, во-первых, сохранение некоторой специфики в быту, в материальной и духовной культуре отдельных групп сербского населения (шумадийцы, ужичане, моравцы, мачване, косовцы, баначане, сремцы, и др.), во-вторых, вызвало в ряде случаев массовые переселения за пределы собственного государства.
Первые переселения сербов в Россию начались в первой половине XVIII века. Тогда же на Украине появились сербские военные поселения, в том числе Новосербия, основанная в 1754 году недалеко от современного Кировограда, и Славяносербия, образованная сербскими военными поселенцами в междуречье Северского Донца, Бахмута и Луганки.
Историческая карта Новосербии
О предварительном проживании украинских сербов в Венгрии, куда они переселились после австро-турецких войн 1683-1690 и 1737-1739 годов, свидетельствует топонимия, в частности тот факт, что названия сёл (Каниж, Панчево, Мартоноша), привезённые сербскими поселенцами в Новосербию, были из Венгрии.
Основу традиционных занятий сербов на Украине долгое время составляла военная служба. Например, сербы, входящие в состав полков Елисаветградщины, славились высоким уровнем воинского искусства, что нашло отражение в народной этимологии XIX века, когда слова «гусар» и «серб» воспринимались как синонимы. Позднее их занятия ничем не отличались от занятий того местного населения, среди которого сербы были расселены.
Многонациональный состав первых сербских поселений на территории Украины послужил исходной предпосылкой ассимиляционных процессов среди сербов. Дальнейшему смешению сербов с местным украинским, молдавским, русским, венгерским населением способствовала утрата Новосербией и Славяносербией своих автономных прав в связи с образованием в 1784 году Екатеринославского наместничества и включением сербских военных поселенцев в состав слободских (Харьковского, Ахтырского, Изюмского, Сумского и Острогожского) казачьих полков и Бахмутского гусарского полка.
Серб в гусарском мундире
Несмотря на некоторые мероприятия царского правительства, направленные на консервацию территориальной изолированности сербских поселений на Украине, сохранить свою самобытность сколько-нибудь в целостном виде сербы не сумели, так как процессы этнической ассимиляции шли своим чередом: сербы часто женились на местных девушках. Сербы «омалороссились» и «омолдаванились». Например, жители таких сербских в прошлом сёл, как уже упомянутые Панчево, Каниж и Мартоноша по переписи 1926 года записали себя молдаванами, хотя предки их были сербами.
К 1980-м годам основная часть советских сербов (83 %) проживала в городах, женщин среди них было меньше, чем мужчин (45 %), родной язык и национальная принадлежность совпадала лишь у 44 % сербов, в то время как среди остальных 43,5% считали родным русский язык, а остальные – другие языки.
Значительная часть верующих сербов – православные. Незначительное число сербов исповедует католицизм, протестантизм, ислам.
Юрий Симченко, доктор исторических наук